Главная » Статьи » Детская рубрика |
Часто спрашивают: как правильно употреблять освященную в Церкви воду? Как и где ее хранить?
Часто спрашивают: как правильно употреблять освященную в Церкви воду? Как и где ее хранить?Часто спрашивают: Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина может быть достаточно разнообразным. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме, или, как ее часто называют, Богоявленской, или Крещенской, воде — воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Говорят, что утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра, выглядят сегодня очень наивно. В советские времена атеистическая пропаганда действительно использовала этот «аргумент» для объяснения удивительных свойств освященной воды. Тогда жизнь Церкви была почти неизвестна большинству людей, поэтому вся нелепость подобного объяснения была очевидной не для каждого. Сегодня любой человек легко может убедиться, что никакой серебряной посуды при освящении воды в Церкви не используется. Да и серебряный крест в наши дни — тоже большая редкость. По этому поводу есть даже такой анекдот: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти метров, скорость течения — 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, — деревянный?»
Почему в Церкви массовые купания в иордани на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция. Прежде, до революции, совершались крестные ходы «на иордань» с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало, хотя такой обычай и существовал. Например, «Настольная книга священнослужителя», изданная еще в 1913 году, говорит об этом обычае как требующем некоторой осторожности, предупреждая от преувеличения его значимости и особенно от суеверного к нему отношения: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». |
Просмотров: 341 |
Всего комментариев: 0 | |