Главная » Статьи » КАК ПОНИМАТЬ БИБЛИЮ В ПРАВОСЛАВИИ

II. Вопросы и ответы православного

 

1) Откуда из св. Писания видно, что останки святых после их смерти сохраняются в земле нетленными?

«Процветут, говорит премудрый Сирах, кости праведных от места своего“ (Сир. 49: 12). Бог «хранит все кости его (праведника), ни одна из них не сокрушится“ (Пс. 33: 21). Во время смерти на кресте Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим“ (Мф. 27: 52–53).

2) Почему тела святых угодников Божиих остаются после их смерти нетленными?

Потому, – что еще при жизни святых угодников Божиих на земле не только в их душах, но и в телах, всегда обитал Св. Дух Божий, не оставляющий их Своею благодатию и после их смерти: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имете вы от Бога?» (1Кор. 6: 19–20).

3) Откуда видно, что мощи святых чтились верующими?

Из тех мест св. Писания, где говорится, что Евреи вынесли из Египта тело патриарха Иакова и с великим торжеством похоронили его в земле Ханаанской (Быт. 50: 1–13), – что Моисей взял с собою, при выходе из Египта, кости патриарха Иосифа (Исх. 13: 19), – что благочестивый царь Иосия, осквернив вынутые из могил кости впавших в идолопоклонство Иудеев, в то же время повелел сохранить могилы «человека Божия“ и пророка из Самарии (4Цар. 23: 1–18).

4) Откуда видно, что Господь творил великие чудеса чрез мощи святых угодников Божиих?

Из следующих мест св. Писания: «Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его; и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его“ (Сир. 48: 12–15).

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои“ (4Цар. 13: 20–21).

5) Откуда видно из св. Писания, что чрез одежды не только Христа, но и святых угодников Божиих, творились великие чудеса, и что даже тень падающая от ап. Петра, исцеляла больных, мимо которых он проходил?

Об исцелениях от одежды Христа читаем в Евангелии следующее: «И приносили к Нему всех больных. И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись“ (Мф. 14: 36 см. Лк. 8: 43–48).

О милоти (верхняя одежда) пророка Илии говорится в Библии: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба (Илия и Елисей) посуху“ (4Цар. 2: 8 и 14).

Об одеждах св. Апостолов читаем: «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на болъных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них“ (Деян. 19: 11–12).

«Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них“ (Деян. 5: 15).

6) Почему не все получают исцеление и помощь от св. мощей?

По неверию или маловерию своему: «По вере вашей, сказал Христос, да будет вам» (Мф. 9: 29). «Сомневающийся, говорит ап. Иаков» подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа“ (Иак. 1: 6–7).

О почитании св. мощей учили многие св. отцы Церкви от первых веков ее. Мы приведем хотя некоторые их свидетельства о прославлении Богом нетленных мощей и других святых останков и необходимости их почитания.

Св. Ефрем Сирин говорит следующее о мощах св. мучеников: «они и по смерти действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительного владычества, ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святаго Духа“.

Св. Григорий Богослов говорит так о мучениках: «они прославляются великими почестями и празднествами, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, так же действенны, как их тела“.

Св. Иоанн Златоуст учит: «Не смотри на то, что лежит пред тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила, высшая самой души, – благодать Святого Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения. Ибо если мертвым и обратившимся в прах телом Бог сообщил силу большую, нежели у всех живых, то тем более Он даст им жизнь, лучшую прежней и блаженнейшую в день раздаяния венцов“.

Св. Амвросий Медиоланский обращается к неверующим и сомневающимся с такою речью: «Ты скажешь мне: зачем почитаешь плоть (мучеников) истлевшую и разрушенную, о которой Бог не имеет уже никакого попечения? Но что, возлюбленные, сказано самою Истиною чрез пророка говорящаго: «честна пред Господом смерть преподобных Его“ (Пс. 115: 6), и еще: «мне же зело честни быша друзи Твои, Боже»? (Пс. 138: 17) Мы должны почитать рабов, тем более друзей Божиих, о которых говорится: «хранит Господь все кости их, ни едина от них сокрушится“ (Пс. 33: 21). Посему во плоти мученика я почитаю язвы, приятыя за имя Христово..., почитаю тело, учащее меня любить Господа и не бояться смерти за Него. И как не могут почитать верные то тело, которого боятся демоны, которое и довели они до казни, но которое прославляют во гробе? Итак, я почитаю то тело, которое почтил Христос мученичеством, которое имеет царствовать со Христом на небе».

Блаженный Иероним, опровергая заблуждение еретика Вигилянция, отрицавшего почитание св. мощей, пишет пресвитеру Рипарию: «Несчастный он человек и достойный слез во всех отношениях... Мы не почитаем твари более Творца, благословенного во веки. Но мы воздаем честь останкам мучеников, чтобы этим самым почтить Того, Чьи мученики... Неужели, в самом деле, нечисты останки Петра и Павла?... Неужели и тело Господа, положенное во гробе, было нечисто?... Если кости мертвых оскверняют прикасающихся к ним, то каким образом мертвый Елисей воскресил мертвого и тело, презираемое, по Вигилянцию, как нечистое, дало жизнь?...“ (4Цар. 13: 21).

Св. Геннадий Мессалийский пишет: «Верим, что телеса святых и останки блаженных мучеников должно почитать, как члены Христовы, а кто мыслит иначе, того почитаем не христианином, но (еретиками) Евномием и Вигилянцием“.

Св. Иоанн Дамаскин учит: «Что Бог вселяется чрез ум и в тела святых, свидетельствует Апостол: «или не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?“... (1Кор. 6: 19) Как же не почитать одушевленные храмы, одушевленныя жилища Божии?.. Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличныя благодеяния и изливают миро благовонное (Исх. 17: 6)... Чрез мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое деяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненною верою“ (Иак. 1: 17).

Седьмой Вселенский Собор, чтобы навсегда укрепить почитание св. мощей, существовавшее в Церкви Христовой от первых веков ее существования, постановил чтить их так же, как св. Евангелие, св. Крест и св. иконы, под угрозою низложения из сана епископов и пресвитеров и отлучения от Церкви мирян, отвергающих почитание св. мощей.

Враги Церкви Христовой как раньше, в первые века христианства, так и теперь, особенно нападают на почитание христианами св. мощей. Они хорошо понимают, что великие, всенародно совершаемые чрез них Богом чудеса, каковых нет теперь ни в одном отступившем от православия сектантском обществе, лучше всего и самым наглядным образом пред целым миром свидетельствуют о том, что благодать Божия и ныне видимо проявляет себя в Церкви православной, всех ясно убеждая, что только в ней истина, только в ней и спасение.

«Будем же, скажем словами св. Иоанна Златоуста, постоянно приходить к ним (к угодникам Божиим), прикасаться к гробницам их и с верою обнимать их останки, дабы получить от них некоторое благословение».

«Может, поистине может приходящий сюда с верою получить великия блага, ибо не только тела, но и самыя гробницы святых исполнены духовной благодати. Если с Елисеем случилось, что мертвый, прикоснувшись к гробнице его, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни; то гораздо более ныне, при обильнейшей благодати и большем действии Духа, прикасающийся к этой гробнице с верою может получить от нея великую силу. Бог для того и оставил нам мощи святых, чтобы расположить нас к подобной же ревности и дать нам надежное прибежище и утешение, в бедствиях, постоянно постигающих нас. Посему убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-либо другом житейском несчастии, или в глубине грехов, пусть с верою приходит сюда, – и он избавится от всего этого и возвратится с великою радостию, получив облегчение совести от одного даже взгляда на сии мощи“ 8.                                                                  III

1) Человек создан для нетления, причиной тления – грех от диавола: Прем. Сол. 2: 23–24.

2) Останки святых почитались еще в Ветхом Завете: Быт. 50: 1–13Исх. 13: 19, как почитались и их могилы и памятники: 4Цар. 23: 1–18Мф. 23: 29.

3) Тела христиан вообще, a св. угодников Божиих в особенности суть «члены Христовы“, они «храмы живущего в них Св. Духа“: 1Кор. 6: 15 и 17. Иоан. 6: 561Кор. 6: 19–20.

4) Тела святых сохраняются нетленными: Сир. 49: 12Пс. 33: 214Цар. 13: 20–21Мф. 27: 52–53.

5) Господь творит чрез мощи святых великие чудеса: Сир. 48: 12–154Цар. 13: 20–21.

6) Как чрез одежду Христа, так и чрез одежду Его друзей, святых угодников Божиих, творились великие чудеса: Мф. 14: 364Цар. 2: 8 и 14. Лк. 8: 43–48Деян. 19: 11–12.

7) Даже тень aп. Петра подавала исцеление больным: Деян. 5: 15.

Тем более могут совершатъся, и действительно всенародно совершаются, великие чудеса от мощей св. угодников, «друзей“ Божиих.

* * *

Категория: КАК ПОНИМАТЬ БИБЛИЮ В ПРАВОСЛАВИИ | Добавил: yherner (30.10.2021)
Просмотров: 307 Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Информация