Главная » Статьи » Непридуманные православные истории |
Божественные имена
Боже́ственные име́на – понятие православного богословия, отражающее всю совокупность наименований Божественных действий в мире. Божественные имена делятся на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Будучи выше всякого имени, непостижимая Божественная сущность раскрывается в тварном мире через именуемые Божественные энергии. Так неименуемый и непостижимый в Своей сущности Бог становится «бесконечно многоименен» (св. Дионисий Ареопагит) в Своих действиях. Божественные имена есть действенные проявления Бога в мире, Его многообразные отношения к тварному бытию. В них Бог предстает Существом, отдающим Себя в Своих благодатных действиях («сущетворящих исхождениях», св. Дионисий) в дар всем сущим, сообщающим тварному миру «причастие всех благ». При этом сами имена не являются рациональными понятиями, итогом интеллектуальных спекуляций. Они воссоздают образы Бога, присутствующего в тварном мироздании, содержат в себе тварные аналогии нетварного Создателя. Учение о Божественных именах наиболее полно изложено св. Дионисием в «Ареопагитиках». На первом месте среди Божественных имен св. Дионисий называет Благость. По причине Своей благости Бог создает мир, распространяя на все сущее животворящие «лучи всецелой благости». Озаряя мир благим лучезарным сиянием, Бог именуется духовным или умственным Светом. Благой Свет является началом единения, собирает творение воедино, объемлет его Собой, дает единое знание о Себе. Единотворящие лучи Благого Света говорят о Боге как Едином Существе, являющем Себя Основой всего существующего. Будучи Единым Благом и Светом, Бог еще и Красота, поскольку от Него сообщается «очарование всему сущему» (св. Дионисий), Он выступает Причиной благоустроения и изящества тварного мира. Как Благо и Красота, Бог есть предмет любви. И это потому, что сам Бог охватывает Своей любовью мироздание, обнаруживая Себя в Своем Добре и Благости к миру в виде бесконечной и безначальной Любви. Помимо Благости, Света, Единства, Красоты, Добра и Любви, Дионисий упоминает Божественные имена Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный и др. Божественные имена отражают Божественные действия, в которых Бог целиком становится доступным для причастия своим творениям. Вместе с тем имена Бога не говорят о Нем исчерпывающе, а лишь отражают множественность Его дел. Божественная сущность остается непостижимой, и имена недостаточными для Ее описания. Поэтому все утверждения о Боге можно превосходить и отрицать, ибо ничто не соизмеримо с Ним, Он выше всего тварного бытия и всех тварных аналогий. Так катафатическое богословие переходит в апофатическое, возвращая богослова из области Божественных действий к пребывающей за пределами тварного мира Божественной сущности. Имена Божии – наименования, прилагаемые к Богу, образованные от Его действий в сотворенном Им мире. Следуя православному богословию, Сама по Себе Божественная сущность непостижима, а значит и неименуема. «Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить» «Бог не есть речение, и не в голосе и звуке имеет бытие. «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, да не станем отыскивать имени Его существа» Но это не означает, что Бог всецело непознаваем. Он познаваем в Своем Откровении. Непостижимая Божественная сущность раскрывается в Божественных действиях (греч. энергиях), по которым и познается Бог. Божественные действия могут быть наименованы и именно от них производны сами имена Божии. «…Бог получает именования от Своих энергий, ибо Его Сверхсущность безымянна…» «Ибо потому что называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем, и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества». Божественные имена делятся на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Для понимания происхождения имен Божьих можно привести в пример два имени Божьих – Всемогущий и Неизменный. Первое означает всесильное действие Божие, а второе неизменность, непреложность, верность Его действий. Первое имя есть имя положительное, а второе отрицательное (с частичкой «не»). |
Просмотров: 329 |
Всего комментариев: 0 | |