Человек. Основы христианской антропологии в таблицах
1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания
Бог создал человека от избытка любви, желая поделиться любовью.
2) Образ и подобие
Человек создан Богом по Своему образу и подобию (Быт.1:26).
Образ Божий |
Подобие Божие |
Человек сотворён по образу Бога. |
Уподобление человека Божественному совершенству. |
Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др. |
Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви,мудрости, добре,чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему. |
Человек, как образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю.
Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность). |
Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати. |
3) Структура человека.
Существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа). В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма.
Дихотомия
Тело
|
Душа
|
Сотворено Богом из «праха земного» (Быт.2:7) |
Жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению. |
Трихотомия
Тело |
Душа |
Дух |
Аппарат души для общения с внешним миром. |
Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент. |
Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию. |
Потребности: самосохранение, продолжение рода. |
Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. |
Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий.
Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. |
Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения
Тело |
Душа |
Дух |
Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти. |
Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным. |
Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей. |
4) Три состояния человека в истории мира.
1. Естественное |
2. Нижеестественное (падшее) |
3. Сверхъестественное |
От сотворения до грехопадения. |
После грехопадения, современное состояние человека. |
Возможность восстановления дана искупительным подвигом Спасителя. |
Непричастность ко злу, целостность, целомудрие. |
Разрыв связи с Богом. Извращается иерархия структуры: дух подчиняется душе, а душа телу. С грехопадения начинается самообожествление и духовная слепота. |
Является плодом аскетического подвига и предполагает свободу воли. Задача человека – восстановление утраченной цельности, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу. |
5) Три состояния души.
Человек соединяет, сочетает в себе жизнь растений, животных и Ангелов.
Растительная |
Животная |
Ангельская |
Осознание функций тела – дыхания, питания, размножения. |
Чувственные желания, произвольная деятельность. |
Способность к духовной жизни, Богообщению. |
Три основные части или силы души.
Если использовать метафору всадника и коня, то ум (разум) – это всадник, воля – это вожжи, а чувства – это конь.
Части, силы души |
Чувствующая, раздражительная (яростная) |
Желательная (вожделевательная) |
Мыслительная, разумная (словесная) |
Чувства |
Воля |
Разум |
Просвещаются через |
Богослужения |
Нравственный закон |
Вероучение |
Искушения |
Страсти |
Своеволие |
Мечтания |
Средство борьбы |
Трезвение |
Смирение |
Внимание |
Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли..." /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/ |
Стремление знать успокаивается светом истины – внутренним свидетельством о Боге. Стремление наслаждаться – чувством красоты, созерцанием Божественной красоты. Стремление действовать почивает в силе добра – укреплении воли в борьбе со злом.
Основные силы души до и после грехопадения. Путь исцеления
Чувства |
Воля |
Ум |
До грехопадения – «понимать – чувствовать – действовать» было единым актом. |
До грехопадения чувства подчинялись разуму действием Божественной благодати. |
Воля является проявлением свободы, дарованной человеку Богом и управляет желаниями человека, направляя их к добру. |
До грехопадения гармония познания заключалась в единстве логического и эстетического компонентов.
Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. |
После грехопадения чувства автономизировались (обособились) от разума и стали подвержены страстям. |
После грехопадения добровольное подчинение преблагой и премудрой воле Божией изменилось в человеке на рабство греху. |
После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. Падшее естество человека поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, но жестоко судит и осуждает грехи ближних. С грехопадения начинается генезис самости. |
Чувства необходимо возвысить обращённостью к духовным предметам и подчинить разуму. |
Необходимо употреблять волю на борьбу со страстями и стяжание (приобретение) добродетелей.
Требуется отречение от греховной воли и подчинение её воле Божьей. |
Ум необходимо очистить и просветить Богооткровенными истинами.
"Те умны, которые могут различать добро от зла", – говорил св. Антоний Великий. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен. |
6) Иерархия человеческих потребностей
1. Духовные |
2. Душевные |
3. Телесные |
По Замыслу Творца ведущими у человек должны быть духовные потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. Нарушение этой иерархии является извращением природы человека. Духовные потребности выше всех, без их удовлетворения человеку не обрести гармонии. |
7) Сенсорная гигиена. Органы чувств – преображение через освящение.
|
Обоняние |
Вкус |
Осязание |
Слух |
Зрение
(90% всей информации) |
Освящается
|
Каждением, благовониями. |
Святой водой, просфорой, Причащением в Таинстве. |
Целованием священных предметов, окроплением св. водой, коленопреклонением, несением икон на крестных ходах. |
Колокольным звоном, псалмопением, душеспасительными беседами |
Иконами, лампадами, богослужениями, убранством храмов. |
Гигиена ума. Категории страстных помыслов и их преодоление.
Помыслы |
Грех против |
Разрушение |
Источник |
Методы борьбы |
Цель борьбы |
Плотские помыслы |
человеческой природы |
устоев природной жизни личности |
– чувственное вожделение |
испытание помыслов, не допустить чувственного услаждения |
чистота и достоинство личности |
Злые помыслы |
ближнего |
нравственной жизни и обесценивают религиозную жизнь |
злая воля, питаемая чувствами мести, превосходства, тщеславия |
сострадание к ближним и осознание собственного несовершенства |
преодоление враждебности, способность радоваться чужим успехам |
Богохульные помыслы |
Св. Духа |
религиозной жизни |
омраченный разум |
игнорировать, не вступать в диалог, не унывать |
чистота ума и любовь к Богу |
|