Главная » Статьи » Непридуманные православные истории

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ТЕЛЕ ДУХОВНОМ

 

Христианское учение о теле расходится со многими другими духовными учениями, в которых тело рассматривается как источник зла и греха в человеке.

В восточном христианстве учение о телесной жизни по существу не связано с темой греха – пишет прот. В. Зеньковский [2].

Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна.

Сама по себе плоть наша безгрешна, но может быть седалищем греха. Тогда «плоть и кровь» как источники плотских побуждений и грехов «не наследуют» Царствия небесного. «Душевность» тела в земной жизни, то есть его зависимость от управляющего воздействия души, делает его наиболее уязвимым и подверженным действию страстей.

Плотскость есть крайняя степень пассивности, когда живет не человек, а живет воплощенный в нем грех. Деление людей на плотских и духовных восходит к апостольским временам. Духовность умерщвляет плотскость и освобождает от рабства плоти.

Св. Григорий Палама писал: «Потому что как у одержимых чувственными, гибнущими наслаждениями сила душевного желания вся целиком опустошается в плоть, из-за чего они полностью становятся плотью, и Божий Дух, по Писанию, не может жить в них, так у восходящего к Богу и привязавшихся душой к Божией любви даже плоть, преобразившись, тоже возвышается и тоже вкушает общение с Богом, сама делаясь Божиим владением и местожительством и не имея уже ни затаенной вражды к Богу, ни противного Его Духу желания» [1, с. 50].

Есть еще такая разница между «телом» и «плотью», что плоть(саркс) как сома в состоянии греха погибнет, а тело – то, что воскреснет [3].

Особенное и самое существенное в христианской метафизике есть учение о воскресении в теле, это значит, что посмертное преображение человека не устраняет начала телесности, хотя и преображает ее.

Для жизни в Боге духу человеческому нужно и тело, которое есть, по слову ап. Павла «храм Святого Духа, живущего в нас» (1Кор. 6).

В антропологии ап. Павла тело является мистическим объектом человеческого бытия – либо «чистым и духовным», либо «смертным и греховным».

«В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23) - говорил ап. Павел.

«Сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор. 15:44).

О прославлении тела писал и св. Климент Римский: «Да спасется во Христе целое наше тело». [4, с. 86]

Плоть удостаивается величайшей чести – быть живою скрижалью Духа Божия: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор. 3:2-3).

Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преображает человеческую телесность, пишет отец Андрей Лоргус. Человеческая телесность становится обоженной и одухотворенной через Крещение и церковные таинства [5].

О преображении тела человека в процессе духовной жизни говорил и преп. Максим Исповедник: «душа... через причастие Божьей благодати сама делается Богом… прекращая природные действия тела, которое обоживается... так что и душа и тело являют одного только Бога» [7].

Благодать Божья обоживает и тело; душа тогда не телесными и земными страстями волнуется, а, наоборот, сама поворачивает к себе тело, уводя его от наклонности ко злу и вдыхая в тело святость (пример святых мощей).

«Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, – грубое…негоже для Царствия Божия, если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи… Надобно облекщись в нетленное тело, и тогда войти в царство, если достоин того -писал св. Феофан Затворник [3, с. 596].

Одухотворение тела осуществляется в аскетических подвигах. Аскетическая борьба – это не борьба против плоти, а борьба против дел плоти. Аскеза есть борьба не с природой, а с противоестественностью – не стремление упразднить тело, а только лишь убить грех.

Св. Григорий Палама развил учение о «богопричастности» плоти Господа, которая является основой нашего обожения и позволяет телесной природе человека через причастие в таинстве Евхаристии становиться «богопричастной» [1].

Подобного же взгляда на телесность придерживаются и пр. Максим Исповедник, и св. Макарий Великий [6; 7].

Св. Макарий Великий говорил, что «душа, соединившаяся со светом небесного образа, уже и теперь в своей ипостаси [в своем существе] посвящается в знание тайны, в великий же день Воскресения и тело ее озарится тем же небесным образом славы» [6].

Об этом же писал и преподобный Симеон Новый Богослов, сподобившийся великих мистических переживаний. «Не только, говорю, существо души, но также и члены тела моего, приобщившись божественной славы, блистают божественным светом» [8, с. 19].

Итак, особенностью христианского учения о теле являются представления о преображении тела, обожении его, воскресении в теле, приобретении человеком нового духовного тела в Царствии Божьем.

Литература

1 Григорий Палама св. Триады в защиту священно-безмолствующих М., 1995

2 Зеньковский В. иер. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Имка-Пресс, 1934

3 Ианнуарий Ивлиев арх. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004

4 Киприан Керн арх. Антропология св. Григория Паламы М., 1996

5 Лоргус А. иер. Православная антропология М., 2003

6 Макарий Великий св.Об обращении души к Богу и соединении с ним Христианское чтение, 1837, ч.2

7 Максим Исповедник пр. Творения.т.1,2 М., 1993

8 Симеон Новый Богослов пр. Творения в 3т., Св.Троиц. Серг. Лавра 1993

9 Феофан Затворник св. Творения. Толкования..на посл. К Кор.с 596


 

[1] По современным научным данным, это, вероятно, соответствует транспортной функции кровью гормонов (в частности, адреналина, выброс которого в кровь сопровождает эмоциональные процессы, а также активационные процессы, повышающие сенсорную чувствительность).

* Позитивистские научные концепции рассматривают человека как природное, биологическое существо, где телесные свойства являются предпосылкой и условием развития его психических свойств. В идеалистических же концепциях человека – философских, психологических и религиозных – человек полагается духовным существом, а его телесная субстанция рассматривается как «орудие» проявления, действия духа на материальном плане бытия.

Категория: Непридуманные православные истории | Добавил: yherner (09.01.2018)
Просмотров: 252 Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Информация