Главная » Статьи » Непридуманные православные истории

Существенные свойства Церкви.

Существенные свойства Церкви изложены в девятом члене Никео-Цареградского Символа веры, который православный христианин исповедует каждый день.

«[Верую] во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь».

Само место этого члена сразу после исповедания веры в Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа, указывает на то, что вера в Церковь наряду с верой в Бога является одной из самых важных истин для нашего спасения. Своим основанием она имеет истину Божественной Троицы, ибо всецело проистекает из неё. Неудивительно поэтому, что такие перечисленные свойства Церкви, как единство, святость, буквально перекликаются с предыдущими свойствами Божественных Ипостасей - единством Отца и Сына, святостью Духа. Всё это даёт возможность заключить, что свойства Церкви суть ничто иное, как выражения божественных свойств Пресвятой Троицы, которая через Христа пребывает в Ней как в Своём Храме[1]. Т.о. Церковь живёт всецелым причастием Пресвятой Троице, всем Её божественным свойствам и энергиям.

Поскольку греческое слово «экклесиа», употребляемое в Символе веры для обозначения Церкви, буквально переводится как собрание, то девятый член Символа вполне можно прочитать как «[Верую] во единое, святое, соборное и апостольское собрание». Церковь есть собрание людей, живущее причастностью ко Христу, а через Него и к Самой Пресвятой Троице.

А потому «[Верую] во единое, святое, соборное и апостольское собрание во Христе».

Бог заповедует нам «веровать в» это собрание, а не «веровать об» этом собрании, тем самым указывая на то, что вера - это не просто некая умственная уверенность (убеждённость) в определённых теоретических построениях, но она есть верность, как всецелая преданность тому, во что веруешь. Такая вера есть дверь вводящая человека в ту реальность, которой он безраздельно предан. Т.о. посредством веры, как преданной верности, человек получает непосредственный доступ к тому, во что он верует; благодаря вере он входит в интегральное единство с объектом своей веры, приобщается его жизни и бытия. Т.о. посредством живой веры, как верности, мы входим в собрание причастных Христу личностей, становясь членами этого Христова собрания, входим в Самого Христа. И всё это благодаря вере, как верной преданности.

Поэтому «С полной верностью предан и всецело принадлежу единому, святому, соборному и апостольскому собранию верных членов Христовых».

Собрание это своими существенными свойствами имеет единство, святость, соборность, апостольство. Все эти свойства оно имеет потому, что оно есть собрание во Христе, а через Него в Самой Пресвятой Троице, от преизобильного богатства Которой оно и получает всё своё содержание. Благодаря своему единству с Богом, собрание верных во Христе обретает единство, святость, соборность и апостольство.

Прежде всего Церковь свята и непорочна, ибо Бог, в Котором Она живёт абсолютно свят и непорочен. Святость сама по себе есть отсутствие каких-либо недостатков и пороков. Как таковая святость есть совершенство. совершенство же есть совокупность всех благ, взятых в своём предельном объеме. Благо же есть нечто совершенно положительное по своему содержанию.

Истинная Церковь Христова называется святою в том смысле, что Она освящена всесвятым Господом Иисусом Христом, Который в Своём воплощении сообщил Ей все Свои Божественные благодатные совершенства через учение, молитву, крестные страдания и таинства, тем самым избавив Её от всякого порока. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Неё, чтобы освятить Её, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить Её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы Она была свята и непорочна» (Еф.5.25-27).

Об этом благодатном освящении верующих молился Сын Божий во время последней молитвы к Богу. Отцу Своему: «Отче! Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я освящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ио.17.17-19).

К благодатным дарам, составляющим собою совершенство, прежде всего относится вечное и непреложное бытие. И действительно, Церковь обладает этим непреложно-вечным бытием по дару Спасителя. К Церкви Христовой относятся обетования Божии, что Господь пребудет с Нею во вся дни, «до скончания века», что самыя «врата адовы не одолеют Её» (Мф.16.18), что в Ней пребудет «слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века» (Еф.3.21).

как воплощение абсолютного совершентва Церковь должна быть прекрасной во всех отношениях. Красота есть светоносная явленность или слава. И Церковь всегда была есть и будет воплощением пренебесной божественной красоты, как Невеста Христова (2Кор.11.2; Еф.5.25-32; Откр.19.7-8;21.2-9;22.16), как Жена облечённая в Солнце (Откр.19.7-9;21.9). Пока эта ослепительная красота сокрыта от глаз грешных и немощных людей ради того, чтобы не насиловать их свободу, но она во всей своей светоносной мощи будет явлена для всех в последний день грешного мира. «Когда же явится Христос жизнь ваша, тогда и вы все явитесь с Ним во славе» (Кол.3.4).

Церковь - добра, ибо Бог добр. Доброта или благость есть созидание ближнего через жертвенную самоотдачу ему в любви. И Церковь есть такое собрание, в котором происходит созидание его членов силой благодатной любви Божией к человеку и ответной любви человека к Богу. Силой истинной любви в Церкви все возрастают «в Того, Который есть глава Христос, из Которого все Тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4.15-16).

Церковь - едина и неделима, ибо Бог един и неделим. Как воплощение всесовершенного Бога, Церковь не может быть не единой, ибо всесовершенство не терпит множественности в себе; иначе оно не было бы всесовершенством. Единство здесь нужно понимать, с одной стороны, как безальтернативность существования или единственность, а с другой, как невозможность распасться на части или нераскалываемость. На это единство Церкви, основывающееся на Божественном единстве, ясно указывает апостол Павел: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и во всех, и через всех нас» (Еф.4.4-6). Истинная Церковь Христова называется единою в том смысле, что Она составляет одно единственное тело, оживляется одним Духом Божиим, имеет одну главу - Христа и содержит одно учение, устройство и таинства Его. Это кардинальное единство Церкви Христовой налагает на всех истинно-верующих обязанность сохранять полное согласие в вере и взаимную любовь, на которых зиждется само это единство. «Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4.1-3).

Итак, «[Верую] в единственное и неделимое, всесовершенное, соборное и апостольское собрание во Христе».

Церковь кафолична или соборна по своему существу. Греческое слово «кафолон» переводится «согласно с целым» и по отношению к Церкви имеет двоякий смысл, указывая тем самым на два аспекта Её бытия - внутренний и внешний.

В своём внешнем аспекте Церковь - кафолична, в смысле Своей вселенскости. Она представляет Собой вездесущую и всеобъемлющую реальность, ибо в Ней всецело пребывает Сам вездесущий и всё в Себе содержащий Бог. Церковь не имеет пределов и границ, Она безгранична по своему существу. Она не ограничивается каким-либо местом, или временем, или народом, но заключает в себе всех верующих всех мест, времён и народов. Поэтому все, где бы и когда бы они не жили могут войти в собрание Христово и соединиться с Ним, перейдя из потенциального единства с Ним в единство всецело актуальное. На это вселенское значение Церкви Христовой указывает Апостол, когда говорит, что в Ней «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара и скифа, раба и свободного, но всё и во всём Христос» (Кол.3.11). И ещё: «Благовествование пребывает во всём мире и приносит плод и возрастает» (Кол.1.5-6).

По своему внутреннему аспекту Церковь - соборна, в смысле гармоничной целостности своего бытия. Церковь есть воплощённый от-образ божественной соборности Пресвятой Троицы. Бог есть Пресвятая Троица, как абсолютно-совершенное соборное единство Трёх Божественных Ипостасей в Любви. И Церковь, живущая всецелым причастием Богу, также есть соборное единство в любви - соборное единство многих человеческих личностей в Троице Божественных Личностей чрез Личность Христа. Вступающие в это соборное единение члены, находясь каждый на своём уникальном месте, живут единой жизнью, единым динамичным способом бытия - всецелой самоотдачей в любви. В силу этого совершенного и гармоничного единства своей жизни все члены соборной Церкви образуют органическую целостность, образуют единый Богочеловеческий Организм или Тело Христово. Церковь есть «Тело Его (т.е. Христа) , полнота наполняющего всё во всём» (Еф.1.22-23). Т.о. кафоличность, как соборность, есть ничто иное как обозначение органического (т.е. предельно гармонично-целостного) характера единства верных во Христе.

Как видим, вселенскость Церкви, как отображение вездесущия Божия, есть следствие её соборности, как органического единства с Богом, и как таковая всецело зависит от неё.

Итак, «[Верую] во единое, святое, вселенское и апостольское Тело Христово».

Бог есть абсолютная истина, как совершенная тождественность и соответствие Себе во всём. И Церковь, как воплощение этой Божественной Истины, с момента Своего созидания всецело верна и адекватна Себе. Этот адекватно-истинный характер Церкви со всей очевидностью выражается в Её исторической жизни. Из века в век Церковь остаётся сама собой, полностью сохраняя по сути одно и то же учение, богослужение, таинства и священнодействия, иерархическое устройство, полученные от Самого Её Основателя и Главы - Господа нашего Иисуса Христа. Именно поэтому наша Православная Церковь - Церковь апостольская, ибо всегда остаётся верной и тождественной Церкви ближайших учеников Господа, святых Апостолов, т.е. Церкви созданной и устроенной непосредственно Самим Господом. В связи с этим непреложно истинным апостольским статусом Православной Церкви, представляется недопустимым допущение каких-либо даже наималейших изменений, будь то в сторону или убавления, или прибавления, в принципиальном содержании Её богодухновенного предания. Ибо это сразу же отрицало бы всю непреложную полноту Её истинности и совершенства. Также и все разговоры об отличии христианских учения и жизни во времена первых христиан и в наше время, особенно распространённые в сектантской среде, и тем более их призывы вернуться к «чистоте» веры и жизни первых веков по рождестве Христовом - не просто утопичны и абсурдны, но по сути своей всецело еретичны, ибо в основе своей содержат отрицание истинности апостольского преемства веры и жизни Православной Церкви.

Т.о. апостольство Церкви есть иное название Её истинности. Апостольство есть Божественная истинность Церкви в аспекте Её исторической неизменности и независимости от любых изменений во времени и пространстве. Истинная Церковь Христова называется Апостольскою в том смысле, что Она исторически распространилась и утвердилась на земле через святых Апостолов. Именно они передали всем верующим учение Иисуса Христа во всей Его истинности и благодатный дар жизни во Христе, а пастырям Церкви ещё и нарочитые дары Святого Духа, которые в истинной Церкви Христовой сохраняются непрерывно вплоть до настоящего времени через священное рукоположение. Как непосредственные свидетели, первые и главные проповедники учения и жизни Христа, апостолы суть основания Церкви: «Вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2.19-20 ).

Апостольское служение созидания Церкви в полноте благодатной истины продолжается непрерывно через преемников апостолов, пастырей и учителей Церкви, которые по воле Иисуса Христа от Самих Апостолов получили и получают дары Святого Духа через рукоположение в таинстве священства. Состав пастырей и учителей Церкви видимо управляющих ею называется иерархией или священноначалием. Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа. Об этом ясно говорит Апостол: «Он поставил одних Апостолами, других - Пророками, иных - евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4.11-12).

Существенный апостольский характер происхождения и жизни Церкви обязывает верующих неуклонно следовать учению и преданиям Апостолов и избегать всякого учения несогласного с ними. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2.15).

«[Верую] во единое, святое, соборное и непреложно истинное Тело Христово».

Исходя из всего вышеизложенного, девятый член Символа веры можно прочитать следующим образом: «Всецело верно предан единственному и нераздельному, всесовершенному (вечносущему, прекрасному и благому), вселенскому и органично-целостному, непреложно истинному в своей истории, как и в вечности, собранию верных во Христе».

Находясь после исповедания веры в Пресвятую Троицу и таинство Боговоплощения догмат о Церкви является как бы мостом соединяющим её со всеми последующими и завершительными членами Символа веры - десятым о таинствах, одиннадцатым о воскресении мертвых и последним двенадцатым о жизни будущего века: «Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Все эти истины и по своему положению и по логике своей следуют за догматом о Церкви, как воплощения Сына Божия и обители всей Пресвятой Троицы, как непосредственные выводы из него. Они по сути подводят итог всего предыдущего. Ведь без веры в Пресвятую Троицу и в Церковь как Тело Христово, невозможно ни исповедывать всеисцеляющую действенность Святого Крещения и прочих таинств церковных, как орудий преподаяния всеобоживающей благодати Святого Духа, ни надеяться (чаять), что в конечном результате такового таинственного воздействия должно наступить светлое воскресение и совершенное преображение всей твари в вечноблаженной славе новой Жизни о Господе, когда «Бог будет всё во всём» (Флп.2.9-10). Т.о. Церковь в силу Своего таинственного Богочеловеческого содержания есть связующее звено между небом и землёю, между вечностью и временем, Богом и человеком. Она есть путь возводящий нас через участие в Своих Таинствах к воскресению и вечной жизни, Она есть совершенно действенное средство спасения и обожения твари. Поэтому: «Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь, как таинственное средство, дарующее мне воскресение и жизнь будущего века» или «Верую в единый и единственный, всецело совершенный, для всех доступный и целостно-прямой, истинный путь всецелого соединения с Богом (обожения) - Церковь Христову».

Итак, в Церкви «обитает вся полнота Божества телесно» (см. Еф.1.22-23), в Ней и только в Ней воплощены все Божественные совершенства и потому Она есть абсолютная святость, абсолютное благо, абсолютная красота, абсолютная истина, абсолютное бытие, абсолютное единство и гармоничная целостность, в общем, абсолютное всё, всё, всё. И это Всё Она с безмерной щедростью уделяет всем, припадающим к Ней в жертвенном подвиге веры, надежды и любви посредством Святых Таинств, возводя их к вечной жизни будущего века в Пресвятой Троице.

 

[1] Само слово «Церковь» производят от греческого слова «кириакион», храм или дом Господень (из слов Кириос - Господь и ойкос - дом).

Категория: Непридуманные православные истории | Добавил: yherner (17.05.2017)
Просмотров: 438 Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Информация