Главная » Статьи » Непридуманные истории

Тяжело овечек мыть…

Батюшка отец Александр Захаров

Тяжело овечек мыть…

 

Беседа о духовничестве с протоиереем Александром Захаровым

 

На евангельском чтении в звучал отрывок о Гергесинских бесноватых, а когда запели Херувимскую, в храме кто-то громко заплакал.
 
Заплакал не так, как обычно плачут люди в церкви, но резко, отрывисто, зло. Плакал, словно ругался. К рыдающей женщине подошли сердобольные старушки, но она свирепо отмахнулась: «Не надо! Ничего мне не надо! Уйдите все от меня!».
Потом трое здоровых мужчин пытались подвести эту женщину к Чаше, а она как будто и не сопротивлялась, но сдвинуть её с места оказалось очень не просто…
Всё-таки причастилась, успокоилась…

 
На проповеди отец Александр Захаров сказал:

- Все люди по-разному воспринимают явное присутствие Божие. Те, кто верит – или только хочет уверовать, – у тех в душе рождается радость, благоговение, благодарность. И совсем иное творится в душах людей, которые не верят и верить не хотят. Противление – вот чем наполняется их сердце. Так случилось и у жителей страны Гергесинской. Так случается порой и у нас… 

 
Батюшка говорит негромко, но голос его отчётливо слышен во всех уголках церкви. Прихожане слушают, затаив дыхание, - духовные дети отца Александра, прихожане-горожане. Однако сейчас город остался очень далеко. Мы стоим в большом деревянном храме во имя святых Царственных Страстотерпцев в деревне Сологубовка. Даже не в деревне – за деревней, в поле, и храм - словно корабль, плывущий по морю ромашек и иван-чая. Запах полевых цветов мешается с кадильным дымом.

 

После службы мы разговариваем с отцом Александром - усталым, задумчивым…

 

 

- Батюшка, наверное, нести крест духовничества не всякому по силам? Как вы справляетесь? У вас слава заботливого и внимательного духовника…

о.Александр Захаров - Какая там слава… Не слушайте вы, пустое это…

А духовничество…

Всякий священник как примет сан, как взглянет впервые на свою паству, так, хочешь не хочешь, становится духовником: люди идут к нему на исповедь, совета начинают спрашивать… Я-то к этому отношусь просто. Когда ко мне просятся в чада, я говорю:
«Если будешь постоянно ходить в наш храм, так поневоле станешь моим чадом - естественным образом»/

Чад ведь не выбирают - как и родных детей. Не закажешь - мне дочку или сына, и такого-то роста, и чтобы глаза такого-то цвета… Какого Бог пошлёт, такого и надо принимать. А есть такие, что напросятся в чада, а потом их по полгода или по году не видишь - что толку было и напрашиваться?

- Вы за таких боретесь? Не даёте им уходить? Или целиком на волю Божию полагаетесь?

о.Александр Захаров - А как без воли Божией? У меня, конечно, есть такой синодик, куда я записываю всех людей, которые оставили какой-то след в моей жизни. Я всех помню и до конца дней своих молиться буду за них. Всё по-разному складывается, но те, кто в синодик ко мне попал, могут быть уверены, что не забыты. А синодик этот всегда у меня в кармане, всегда при мне…
Отец Александр достаёт объёмистую записную книжку с портретом Царя-Мученика на обложке:

о.Александр Захаров - Вот их сколько!

 
- Батюшка, люди день за днём высказывают вам свои грехи, вытряхивают перед вами всю свою грязь… Вы за эти годы не разочаровались ещё в роде человеческом?

о.Александр Захаров - Верно, есть повод разочароваться, и давно бы так случилось, но…

Помню, в семинарии на уроках богословия нам преподавали доказательства бытия Божия - теоретические, а сейчас, став священником, я получил ещё одно доказательство - практическое. Оно заключается в том, что, если выслушивать рассказы о грехах без помощи Божией, то очень скоро начнёшь презирать людей и превратишься в неисправимого циника уже после сотни-другой исповедей… Даже и сотен не надо, десятков достаточно.

А благодать, милость Божия - она всё покрывает.
И любовь к бедным грешникам даётся только милостью Божией.

 

Мне тут с одним московским диаконом довелось разговаривать о любви к ближним

 

 

Он говорил весьма убедительно и красноречиво, вспоминал известные Евангельские слова о пастыре добром, который оставляет девяносто девять овец и идёт искать одну, заблудшую…

«Скажите, отец Александр, - говорил этот диакон, - есть ли сегодня такие пастыри? Где они? Может ли кто-то так заботиться о своих чадах?»

Я его слушал-слушал, и говорю:

«Отец диакон, ты всё правильно сказал… Я и сам-то никудышный пастырь - но ты погоди, не суди нас слишком строго. Ты станешь священником и откроешь для себя такую неприятную вещь: одну отбившуюся овцу ты к стаду вернёшь, вторую вернёшь - а потом эти овцы начнут чудить. И только ты овечку из лужи вытащил, отмыл, а она опять в эту же лужу - плюх! Другая туда же - плюх! А третья мало того что сама плюхнется - она ещё и окружающих обляпает грязью, и тебе самому достанется. И после третьей, пятой, десятой овцы тебе захочется не идти на поиски заблудших, а самому убежать в лес подальше, залезть на большую ёлку, спрятаться в её ветках, чтобы тебя никто не смог найти, сидеть там и поскуливать тихонечко».

И если мы так не делаем, то единственно помощью Божией, а всякая человеческая сила иссякает очень быстро.

 

Нарисуйте образ идеального духовного чада

 

 

- Бывает такое, что во время исповеди человек вас раздражает, вы его слушаете и думаете: «Не то говорит, неправильно говорит!»?

о.Александр Захаров - Если честно, то я в последнее время стараюсь исповедь вполуха слушать.

Не столько слушаю, сколько молюсь, чтобы Господь нас всех простил - и его, и меня. Молюсь, чтобы подсказал: что мне посоветовать кающемуся, как ему помочь, чем утешить… Какое тут раздражение? - не до того. Другие заботы.

- Нарисуйте образ идеального духовного чада. Пусть такого не бывает в действительности - но должны же мы знать, к чему стремиться!

о.Александр Захаров - От духовного чада ждёшь того же, что и от чада по плоти. Надо по мелочам не докучать папе, потому что у папы забот хватает… Особенно если много чад… Но в то же время по каким-то ключевым жизненным вопросам надо не забыть посоветоваться с отцом и прислушаться к мнению человека, который просто опытнее вас - по-житейски даже, не говоря уже о духовной жизни.

 

«Я знаю только то, что ничего не знаю» - это большой прогресс

 

 

- За время вашего духовничества вы как-то изменили отношение к этому служению?

о.Александр Захаров - В какой-то степени да. Любой человек, который добросовестно относится к своему послушанию, начинает в нём потихонечку усовершаться. И в чём же это усовершенствование заключается? Если раньше я думал, что понимаю, как следует вести себя духовнику, то теперь, подобно древнему мудрецу Сократу, говорю: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Считаю, что это большой прогресс.

 

И духовник, и чадо должны быть ведомы любовью. Заботьтесь, чтобы любви не угасить

 

 

- Слышал я от одного мирянина такое: «Для мужчины подчинение духовному отцу не обязательно. Женщины - они действительно нуждаются в водительстве, а мужчина пусть сам отвечает за свои поступки. Он, конечно, должен ходить на исповедь, каяться в своих грехах - но в остальном нужно самому за себя ответ держать». Мне кажется, что какая-то правда в этом есть. Мы же видим, что вокруг духовников собираются в основном женщины…

о.Александр Захаров - Я бы сказал, что перекладывать свою ответственность на духовника нельзя не только мужчинам, но и женщинам. Впрочем, для мужчин это важно в особой степени: мужчина - хозяин очага, глава домашней церкви, он должен быть самостоятельным. И всё-таки…

Все мы знаем, что жизнь порой так повернётся, что собственным скудоумием и не решишь - как тут быть, как поступить. Нельзя порой обойтись без совета - в особенности совета духовного. Это не только мирян касается, но и священников. Я и сам за советом хожу к тем, кто мудрее меня.

- К кому же вы сейчас ходите?

о.Александр Захаров - К отцу Иоанну Миронову.

А вам я посоветую: помните, что духовник - это живой человек, а не машина для выдачи ценных советов.
И духовник, и чадо должны быть ведомы любовью.
Заботьтесь о том, чтобы любви не угасить, и тогда всё у вас получится.

 

С протоиереем Александром Захаровым беседовал Алексей Бакулин

 
Беседа с протоиереем Александром Захаровым - Тяжело овечек мыть…
(Беседа о духовничестве с протоиереем Александром Захаровым)
"Православный Санкт-Петербург" - Пастырь добрый
№8 (212), август 2009 года - pravpiter.ru/pspb/n212/index.htm

 


 

 

о.Александр: Я, конечно, остался побитым, но душе моей они не повредили. Я был счастливым человеком, и я им остался

 

18.09.2006 - о. Александр Захаров, ещё не оправившийся от ран, слабый, исхудавший, - однако, сразу согласился встретиться и рассказать, что же в действительности произошло на станции Сологубовка

 
- Батюшка, как ваше здоровье?

о.Александр Захаров - Слава Богу! Вроде на поправку пошёл. Сегодня делали очередной снимок пробитого ножом лёгкого и по-своему, по-медицински, сказали, что, мол, "наметилась динамика в сторону улучшения…"

- А правду говорят, что это нападение случилось накануне вашего пятидесятилетия?

о.Александр Захаров - Да, так оно и есть… 28 августа у меня юбилей, а в ночь с 25 на 26 появились эти разбойнички. Прибежали, исколотили меня, озорники этакие, и убежали, - прости их Господи! Такой вот подарок к юбилею мне припасли. Хотя, с другой стороны, - действительно, подарок: Господь посетил. Как сказал мне один прихожанин, чадо моё духовное: "Господь батюшке на юбилей подарил вторую жизнь!" И правда - ведь могло бы меня уже не быть; то, что жив остался - это явная милость Божия. Во всём надо руку Его видеть и за всё Его благодарить.

- Как же всё это было? Расскажите, пожалуйста, поподробнее…

о.Александр Захаров - Как было?.. Ночь была… Два часа ночи, - мы с матушкой припозднились в тот раз. Домочадцы все уже спали: дочь наша семилетняя, моя крёстная - ей уже 93 года, прихожанка одна - старушка на восьмом десятке и двое работников, которые на строительстве храма трудятся… Дверь мы не запирали - не боялись никого. И вот в два часа они вламываются: четверо добрых молодцев… Вернее, не очень добрых… Скажем так - четверо дюжих парней в камуфляже, в масках, в перчатках, вооружённые монтировками и ножами. Матушка с ними столкнулась в коридоре, - вернее, с одним из них. Тот сразу замотал ей рот скотчем и стал держать, чтобы она не убежала, а второй на меня накинулся. Я ещё не успел ничего понять, как мне на голову обрушился удар монтировкой, и я потерял сознание. Когда пришёл в себя, он уже на мне сидит и требует показать, где деньги. Я говорю, что деньги в кошельке, в куртке… Он проверил карманы и возмутился: "Так этого мало!.. Ещё должно быть!" Я говорю: "Больше не будет вам никаких денег". И вот тогда они начали меня бить. Я понимаю - нужно что-то предпринять, пока силы ещё есть, а не то будет поздно. Попытался сбросить его с себя, - и милостью Божией мне это удалось. Тогда я ухватился руками за монтировку и начал его заваливать на пол. Он крикнул товарищу, который держал матушку: "Помоги! Он сейчас сомнёт меня!" Тут они вдвоём начали меня колотить, и я опять потерял сознание. Но зато матушка, освободясь из-под опеки, времени не теряла: сорвала скотч и принялась громко кричать, звать на помощь. Этим своим криком она дело и решила: бандиты решили не ждать, пока кто-то придёт, бросили нас и со словами: "Уходим!" - убежали.

- Больше никто в доме не пострадал?

о.Александр Захаров - Из домочадцев - никто. А вот рабочим, которые ночевали с нами, мужчине и женщине, тоже досталось: мужчину ударили монтировкой по лопатке, а женщине сломали палец на руке. В остальном всё - слава Богу. Дочка наша даже не проснулась от шума, раскрыла глаза, только когда меня увозили на скорой.

- Вы тогда были без сознания?

о.Александр Захаров - Нет, в сознании… Очнулся, когда они уже убрались, вижу - в боку рана ножевая. Во время драки я её даже не почувствовал, а теперь… Кругом, конечно, кровь… Приехала скорая, милиция, меня положили на носилки, увезли… Первый день в больнице я то проваливался в безпамятство, то снова приходил в себя; на второй день сознание уже не покидало меня, а на третий - начал я быстро выздоравливать. Это истинное чудо Божие, что выздоровление пришло так быстро - просто на глазах поправлялся. Это всё потому, что молились за меня добрые люди, я просто физически ощущал их молитвы. Прихожане меня навещали часто, - спаси их Господь.

- Как вы думаете, батюшка, ваши ночные гости были из местных, из сологубовских?

о.Александр Захаров - Нет. Нет, ни в коем случае.

- А какое к вам, к храму отношение в деревне?

о.Александр Захаров - Хорошее отношение. Ведь это же мои родные места, здесь я рос… У меня здесь бабушка жила… А теперь вот храм здесь строим.

- Уже и община складывается понемногу?..

о.Александр Захаров - Ну, община состоит главным образом из прежних моих прихожан. Это ведь четвёртый приход в моей практике. Так вот и кочуем от храма к храму - я и чада мои. Кого-то порой по дороге недосчитаемся; бывает, что и кто-то новый примкнёт, но в целом ядро остаётся неизменным. Сейчас наша община понемногу пополняется местными жителями. Кстати, местными-то их назвать можно только условно: там дачники, главным образом, живут, горожане, деревенских мало. Храм у нас замечательный получается. Когда начинали, я даже не ожидал, что всё так быстро выйдет и так здорово. Господь посылает и средства, и материалы, и людей нужных. Вообще, история нашего строительства прекрасно доказывает, что всякое богоугодное дело Господь управляет Сам - если, конечно, это дело действительно богоугодно. Работа идёт не по моим возможностям, не по моим способностям - по Божьему промыслу. Взять, к примеру, прошлый год, когда мы начали рубить сруб: за лето не управились, наступила осень - сезон не строительный. Но вспомните-ка, какая в прошлом году осень стояла! Погода была как на заказ: солнышко сияло все дни, до тех самых пор, пока сруб не закончили. Пока мы служим в цокольном этаже - уже более полутора лет. Первая служба была на Рождество 2005 года.

- Как до вас добраться?

о.Александр Захаров - Место называется - станция Сологубовка. Это не та Сологубовка, где в Успенском храме служит наш благочинный отец Вячеслав Харинов, - мы от них километров за восемь. К нам идёт киришская электричка - через Мгу. Вторая остановка после Мги - это как раз и есть наша станция Сологубовка.

- Батюшка, вы побывали на пороге смерти. Принято считать, что люди после таких случаев как-то пересматривают свою жизнь, по-новому на неё смотрят… Вы согласны с этим?

о.Александр Захаров - Не то чтобы я посмотрел на свою жизнь по-новому… Задача каждого христианина - строить свою жизнь так, чтобы через неё прославлялось имя Божие, чтобы во главу угла поставить исполнение воли Господней. Это понятно любому православному; к этому нас и Господь призывает, и апостол Павел говорит: "Уже не я живу, но живёт во мне Христос". (Гал. 2, 20). И я к этому и стремился всегда, особенно в последние годы, но стремился как-то… теоретически, что ли… А теперь, после такого приключения, всё стало как-то естественнее и проще. Фактически моя жизнь закончилась в минувшем августе, - а сейчас началась новая, добавочная жизнь: это уже не то, что имеет каждый, это уже не моё, а только Божие. И жить, и спасаться с таким сознанием легче.

- Батюшка, а почему бандиты именно вас выбрали своей жертвой, - вы догадываетесь об этом?

о.Александр Захаров - Не догадываюсь и даже не хочу об этом гадать. Следственные органы уверяют, что обязательно найдут этих голубчиков. Вот, когда их найдут, тогда они сами всё и расскажут - зачем они это делали, для чего и почему.

- А вы, батюшка, зло на них держите? В общем, это было бы вполне естественно с вашей стороны…

о.Александр Захаров - Нет, не держу. Честно - никакой злобы. Я по милости Божией с самого первого момента не чувствовал к ним никакого отвращения, не держу на них обиды и не горю жаждой мести. Мне их жалко. Это правда, ведь посмотрите, что получается: я, конечно, остался побитым, но душе моей они не повредили. Я был счастливым человеком, и я им остался. А они? Что сейчас творится в их сердцах, какое смятение? Лучше и не гадать. Как же их не пожалеть - людей, которые сами себе изранили всю душу?

С протоиереем Александром Захаровым беседовал Алексей Бакулин

Категория: Непридуманные истории | Добавил: yherner (02.08.2017)
Просмотров: 16 Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Информация