Главная » Статьи » КАК ПОНИМАТЬ БИБЛИЮ В ПРАВОСЛАВИИ

КАКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, КОГДА ПРАЗДНОВАТЬ ПАСХУ?

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Установление даты празднования Пасхи на Первом Вселенском Соборе
Текст постановлений Первого Вселенского Собора о празднования Пасхи не сохранился до нашего времени. Этого текста не было в архиве Константинопольской Церкви уже в начале V века. В. В. Болотов полагает, что можно относительно текста поставить следующий вопрос: было ли постановление Никейского Собора изложено письменно?
Архиеп. Петр (Л’Юилье), подобно В. В. Болотову, считает маловероятным, что документ, имеющий столь важное значение, мог быть утрачен, тогда как 20 соборных правил сохранились до нашего времени. Поэтому он также склоняется в сторону того, что письменных постановлений о праздновании Пасхи Никейский Собор не издавал.
Косвенная информация о пасхальных постановлениях Никейского Собора сохранилась лишь в следующих источниках:
1. Послание св. императора Константина Великого из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе: «Здесь (на Соборе. – М. П.) же было исследование касательно святейшего дня Пасхи, и общим мнением признано за благо: всем и везде праздновать ее в один и тот же день… И прежде всего показалось неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев… Ибо ничто не мешает, отвергнув их народ, истиннейшим порядком, который мы сохранили с самого первого дня Страстей до настоящего времени, продолжить совершение этого празднования и на будущие века… Посему все это прилично оставить так, чтобы у нас не оставалось ничего общего с отцеубийцами и господоубийцами. И существует благоприличный порядок, который соблюдают все Церкви западных, южных и северных областей и некоторые на востоке, и сего ради в настоящее время всеми признано за благо ― и ручаюсь, будет одобрено и вашей проницательностью, ― дабы то, что соблюдается единомысленно и согласно во граде римлян, Италии и Африке, во всем Египте, в Испаниях, Галлиях, Бреттаниях, Ливии, всей Элладе, Асийском диоцезе, Понте и Киликии, радушно приняла бы и Ваша благоразумность».
На Никейском Соборе было принято праздновать Пасху всем христианам в один и тот же день и не праздновать ее вместе с иудеями
В качестве аргументации св. Константин приводит следующие доводы:
а) «Не только в поименованных местах большее число Церквей, но особенно, что все вместе желают этого как самого благочестивого».
б) «Да рассудит проницательность вашего преподобия, сколь ужасно и неприлично то, что в одни и те же дни иные соблюдают пост, а иные совершают пиршества, а после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и послаблениях, а другие предаются положенным постам».
в) «Ибо нам дан Спасителем другой (отличный от иудеев. – М. П.) путь… Единодушно избрав его, отделим себя, честнейшие братья, от этой нечистой совести. Ибо поистине совершенно нелепо их бахвальство, будто бы без их наставления мы не способны соблюдать это [празднество]… (Иудеи. – М. П.) в одном и том же году празднуют Пасху дважды… Уж мы-то не потерпим, чтобы Пасха праздновалась когда-либо дважды в одном и том же году».
Здесь необходимо пояснить, что, после разрушения храма и рассеяния по всему миру, иудеи стали нередко праздновать свою Пасху до весеннего равноденствия, которое в то время считалось началом нового года. Поэтому, если случалось, что в одном году они праздновали Пасху после равноденствия, а в следующем ― до равноденствия, то во втором случае, фактически, Пасха приходилась еще на первый год, поскольку начало второго года, равноденствие, еще не наступило. Следовательно, в этом случае иудеи совершали две Пасхи в первый год, а во втором году вовсе не совершали Пасхи.

2. Соборное послание Отцов Никейского Собора к Александрийской Церкви: «Все братья на Востоке, прежде совершавшие ее с иудеями, отныне будут справлять ее согласно с римлянами, с нами и со всеми вами, которые изначала соблюдают Пасху с нами. Все восточные братья, прежде не совершавшие согласно с римлянами, с вами и со всеми, которые изначала соблюдают Пасху, отныне и впредь будут справлять ее с вами».

3. Несколько цитат свт. Афанасия Великого, главная из них ― в послании к африканским епископам: «Никейский Собор был созван из-за арианской ереси и по поводу Пасхи: поскольку жители Сирии, Киликии и Месопотамии были не согласны с нами и совершали ее в то время, в которое совершают иудеи. Но, благодарение Господу, как о вере, так и о святом празднике установилось согласие. Такова была причина Собора в Никее».

4. Творение еп. Евсевия Кесарийского «О Пасхальном торжестве»: «Народы севера, юга и захода солнца вместе высказались единодушно и оспорили противоположное мнение восточных, защищавших древний обычай. Наконец, восточные уступили, и так праздник Христов стал единым».

Таким образом, на Никейском Соборе было принято праздновать Пасху всем христианам в один и тот же день и не праздновать ее вместе с иудеями (μετὰ τῶν ’Ιουδαίων). Также можно сказать, что были признаны как римская, так и александрийская практики. При этом пасхальные постановления направлены против неких «восточных братий», которые праздновали Пасху вместе с иудеями.

О праздновании Пасхи до весеннего равноденствия говорится и в 7-м правиле Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина».

Впоследствии на Антиохийском Соборе (около 333 года) пасхальные постановления утверждаются, 1-й канон Собора гласит: «Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом Празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любоприятельно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати Пасху, таковаго святый Собор отныне уже осуждает, быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих».
P.S. Возлюбленные о Господе!
Как показано выше, дата празднования Пасхи была установлена ещё на Первом Вселенском Соборе! И, предполагала определённый воскрестный день после весеннего равноденствия, и, именно, ПОСЛЕ ПАСХИ ИУДЕЙСКОЙ! И строго наказывались священнослужители, кто дерзал праздновать раньше установленного времени!
Что мы видим в наши дни? А то, что западная церковь отмечает праздник Пасхи вместе с иудеями…И строго нарушает постановления Вселенских Соборов!
Для информации: (Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля при этом первый и последний дни являются официальными выходными, а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.
В 2022 году праздничные дни выпадают на период с вечера 15 апреля (пятница) до ночи 23 апреля (суббота).

Ещё одно неоспаримое доказательство правильного православного дня празднования святой Пасхи: Святая Земля! Иерусалим! Храм Гроба Господня!
Каждый год, а именно, в день празднования нашей Пасхи, на Гроб Господень сходит благодатный огонь по святым молитвам православного патриарха!!!
Наша вера… правая…, право…славная!!!
Богу нашему слава! Аминь! Аминь! Аминь!

Источники:
 Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 111.
Пётр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. ― С. 57–58.
 Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 111–112.
Константин Великий, св. Послание к епископам, не бывшим на Соборе // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 581–585.
Константин Великий, св. Послание к епископам, не бывшим на Соборе // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 581–585.
Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. ― М.: Типография М. Н. Лаврова и Ко., 1880. ― С. 259.
Соборное послание никейских отцов Александрийской Церкви (Socrat. HE. I, 9. Theodoret. HE. I, 9) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 585–586.
Афанасий Великий, свт. Послание к африканским епископам (отрывки) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 604–605.
Евсевий Кесарийский, еп. О Пасхальном торжестве (отрывки) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 589.
Правила святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец / Репринтное воспроизведение издания 1893 г. ― Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. ― С. 12.
Пётр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. ― С. 57–58.
Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 128.
DuchesneL. LaQuestiondelaPâqueauConciledeNicée // RevuedesQuestions Historiques. T. 28. ― 1880. ― P. 5–42.
Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 122–123.
Иоанн Зонара, мон. Толкования на Апостольские правила // URL: http://www.agioskanon.ru /apostol/001.htm (дата обращения: 20.05.2017).
Матфей Властарь, иером. Алфавитная синтагма Матфея Властаря. ― М., 1892 / Пер. Н. Ильинского. Репринт (с перенабором).  ― М., 1996 // URL: http: //www.krotov.info/acts/canons/vlastar07.html#p7 (дата обращения: 11.04.2013).
Феодор Вальсамон, Патр. Толкование на Апостольские правила // URL: http://www.agioskanon.ru /apostol/001.htm (дата обращения: 20.05.2017).
Воронов Л., прот. Календарная проблема // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 185.
Огицкий Д. П. Канонические нормы православной пасхалии и проблемы датировки Пасхи // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 220–221.
Пётр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. ― С. 61–62.
Хулап В., прот. Реформа календаря и пасхалии: история и современность // URL: http://www.liturgica.ru/bibliot/kalender.html (дата обращения: 20.05.2017).
Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 120–121.
Воронов Л., прот. Календарная проблема // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 190–192.
Proterius Alexandrinus, s. Epistola ad Leonem papam de Pascha // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 269–278.
Константин Великий, св. Послание к епископам, не бывшим на Соборе // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 581–585.
Бенешевич В. Н. Древне-славянская кормчая XIV титулов без толкований. ― СПб: Типография Императорской академии наук, 1906. ― С. 63.
Огицкий Д. П. Канонические нормы православной пасхалии и проблемы датировки Пасхи // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 223.
 

Категория: КАК ПОНИМАТЬ БИБЛИЮ В ПРАВОСЛАВИИ | Добавил: yherner (14.04.2022)
Просмотров: 288 Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Информация