Главная » Статьи » Непридуманные православные истории

ОБРАЗ ОТЦОВСТВА НЕБЕСНОГО

Иеромонах Иов (Гумеров) Одно из проявлений глубинного нестроения в современном обществе — утрата того значения, которое искони имел в нем мужчина. Продолжая по привычке именовать мужчин «сильным полом», мы перестаем воспринимать их как силу и опору общества. Больней всего, чувствительней всего это сказывается на семейной жизни, на воспитании детей: само понятие отцовства размывается и теряет значение. Почему так и где выход? Об этом мы беседуем с иеромонахом Иовом (Гумеровым), насельником Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве; в прежней своей жизни, до пострига, он воспитал троих детей, два его сына стали священниками. Иеромонах Иов (Гумеров) в своей келье. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Иеромонах Иов (Гумеров) в своей келье. Иеромонах Иов (Гумеров) в своей келье. Фото: А.Поспелов / Православие.RuФото: А.Поспелов / Православие.Ru — Православные христиане называют Бога Отцом. Бог Отец — Первое из Лиц Пресвятой Троицы. А почему именно так? Почему таких именований, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, — недостаточно, почему необходимо именование Отец? — Коренным и основополагающим догматом христианства является учение о Пресвятой Троице. Бог един, но троичен в Лицах. Митрополит Макарий (Булгаков) называет этот догмат «таинством таинств». Во едином Боге три Лица, или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Будучи единосущны, три Лица отличаются по ипостасным свойствам. Отец ни от кого не имеет бытия. Он не рожден. Сын предвечно рождается от Отца. Святой Дух исходит от Отца. Рождение предполагает отцовство. Следовательно, при всей значимости таких имен Божиих, как Властитель, Владыка, Творец, Вседержитель, их недостаточно, чтобы определить главное свойство Первого Лица Пресвятой Троицы. — Читая Ветхий Завет, мы видим колоссальное значение отцовства: личность отца определяет и судьбу человека, и его положение, место среди народа. Родство считается исключительно по мужской линии, личность матери уточняется лишь при сугубой необходимости: Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею (Мф. 1, 6). Сегодня у нас в обществе отсутствует понятие рода, у нас нет ощущения связи с предками, мало кто из нас чувствует себя плодом родословного древа и стремится быть достойным плодом. На Ваш взгляд, как это обстоятельство сказывается на нас, на современном обществе, что мы теряем, теряя это родовое сознание, невозможное без понятия отцовства? — Действительно, если взять только канонические книги Библии, слово «отец» употребляется 1095 раз. Тогда как слово «мать» с производными формами («матерь», «матери» и др.) встречается только 358 раз. Особое значение отца выразилось в известном библейском выражении «дом отца» (евр. «бейт аб»). Исключительное значение, которое придает Священное Писание отцу, объясняется именно тем, что человеческое отцовство есть образ Отцовства небесного. Отец в библейские времена был не только главой семьи, человеком, от которого зависело ее жизненное благополучие. Прежде всего, отцу принадлежала обязанность воспитывать детей. Отец был главным воспитателем: Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30, 13). Печальную картину мы наблюдаем в наше время. Скольких отцов мучают дети своими грехами и непристойными поступками, потому что отцы не трудились над их воспитанием! Причина в том, что мы живем в обществе массового неверия. Вековые традиции и устои полностью разрушены. Действительно, понятие отцовства теснейшим образом связано с понятием «род». В древности родству, родовой общности придавалось особое значение. Люди стремились сохранить преемство поколений. Благодаря этому человек наследовал дарованные его предкам благословения и обетования Божии. Люди стремились к консолидации, заботились о том, чтобы сохранить общность. Христианство подчеркнуто указывает на единство всего человечества, ибо все люди составляют единый род. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян. 17, 26). И Господь наш Иисус Христос Своею Крестной смертью искупил весь род человеческий. Обратим внимание: Священному Писанию чужды понятия «дед», «прадед» и т. д. Все предки называются отцами. К патриарху Аврааму часто применяются слова отец наш (Иак. 2, 21; Рим. 4, 1). О чем это говорит? О том, что отцовство не теряет значения с течением времени, со сменой поколений.

Категория: Непридуманные православные истории | Добавил: yherner (25.06.2017)
Просмотров: 308 Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Информация